Мировая война

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мировая война » Техника » Германия


Германия

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

ТАНКИ

Panzer II
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/PanzerIISaumur.jpg
Вследствие проблем с производством танков Panzer III и IV, что приводило к большим задержкам, было решено выпустить боевую машину Panzer II. Это был легкий танк, вооруженный 20 мм орудием KwK 30 и 7,92 мм пулеметом. В 1935-43гг было выпущено тринадцать различных моделей танка Panzer II.

Panzer III
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/PzKpfwIIIH.Saumur.000a1y8q.jpeg
Долгожданный средний танк Panzer III появился в 1936г, и играл роль основной ударной силы Вермахта вплоть до 1942г. Модели танка Panzer III от A до E были вооружены короткоствольным орудием 37 мм. Большая башня Panzer III позволила перевооружить его на короткоствольную пушку 50 мм, позднее стали устанавливаться длинноствольные 50 мм орудия, а на N версию и орудия 75 мм. В 1941г первые модели типа J оснащались 50 мм орудием KwK.39 L/60. Производство Panzer III было прекращено в 1943г, к тому времени было выпущено уже около 6000 экземпляров этих танков, но многие из них участвовали в боях до самого конца войны.

Panzer IV
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/Pz-IVG-latrun-2.jpg
Танк Panzer IV превосходит по размерам своих предшественников, и его экипаж состоит из пяти человек. Опыт, полученный в боях в Польше, выявил его слабое место. Броня оказалась слишком легкой, что привело к созданию модели E и усилению передней брони стальными пластинами толщиной 30 мм. При совершенствовании этой модели конструкторы попытались повысить огневую мощь, заменив орудие и увеличив толщину брони. Модель F уже оснащалась 75мм короткоствольной пушкой KwK L/24, которая впоследствии была заменена на новую более длинную пушку Kw.K.40 L/43 а толщина фронтальной брони была увеличена до 50 мм. Башня танка была модернизирована, гусеницы стали шире, а также была добавлена боковая защита гусениц. Эта новая модель называлась F2. Она была затем переименована в модель G в июне 1942г. В модели H была установлена 75 мм пушка KwK L/48, ствол которой был почти в два раза длиннее, чем у предыдущей модели. Также была еще повышена толщина брони, и теперь она составляла уже 80 мм. В декабре 1942г было решено провести дальнейшую модернизацию. Новый танк обладал повышенным наклоном бронелистов, а также претерпели изменения ведущие колеса шасси. Новая модель получила имя Panzer IV модель J и ее производство было начато в феврале 1944. Эта модель производилась до самого конца войны. Всего же было произведено около 8500 таких танков. (всех моделей).

Panzer V Пантера
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/PanzerV_Ausf.G_1_sk.jpg
Приказ на создание этого танка был отдан после анализа захваченного советского танка T-34. Производство было начато в сентябре 1942г, первые экземпляры Panzer V модели A обладали 60 мм броней и начали поставляться в армию в ноябре 1942. Пантеры были вооружены быстрозарядной, скорострельной 75 мм пушкой. Стандартная модель D начала производиться в январе 1943г. В 1944г в армию начались поставки последней модели, Panzer V G, эти танки обладали улучшенным вооружением и броней, также был увеличен угол наклона брони корпуса. Также были внесены некоторые изменения, ускоряющие процесс сборки. Последние модели Пантер оснащались инфракрасной системой ночного зрения и могли вести бой ночью. До конца войны было произведено 5814 экземпляров Пантер. На базе шасси Пантеры также была создана самоходная артиллерийская установка Jagdtiger.

Panzer VI Тигр
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Tiger_Tank_1%2C_Bovington.jpg
Тяжелый танк Тигр был создан в недрах концерна Henschel, и явился результатом работ начатых еще в 1937 году. Его вес составлял 56 тонн, толщина брони - 100 мм и вооружение - 88мм пушка KwK 36 L/56, способная пробить броню толщиной 105 мм с расстояния до 1000 метров. Это означало превосходство над любым танком Союзников. Бывали ситуации, когда один немецкий танк расправлялся с целой группой врагов. Тигры производились с августа 1942г по август 1944г, когда они были заменены Королевскими Тиграми. Всего было построено 1350 таких танков.

Panzer VIB Королевский Тигр
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Tiger-II-La_Gleize.jpg
Королевский Тигр был последним из супертяжелых немецких танков, которым довелось участвовать во второй мировой войне. Его производство было начато в 1943, а первый бой Королевский Тигр принял в СССР в мае 1944г. Всего до конца войны было произведено 487 таких танков. Королевский Тигр являлся улучшенной версией танка Тигр. Фронтальная броня была наклонной – подобна Пантерам или русскому T-34. Королевский Тигр обладал самой толстой броней изо всех танков, принимавших участие в этой войне: толщина фронтальной брони составляла 150 мм, с наклоном 40 градусов, фронтальная часть башни была толщиной 180 мм; броня с боков и с кормы была толщиной 80 мм. Вследствие столь мощной брони спереди, он мог противостоять любому союзному танку в лобовой атаке.

0

2

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ (САУ)

Marder III
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Marder-III.0004trh9.jpg
Marder III – был создан на базе чешского танка LT 38, а позднее строился на базе шасси PzKpfw Panzer. 75 мм пушка была установлена в трехстенной броневой рубке без крыши. Эта машина обслуживалась экипажем из четырех человек. Было произведено 437 экземпляра Marder III, но вскоре стало понятно, что передняя часть этой машины слишком тяжелая, и она очень легко зарывается в снег и грязь. Была проведена модернизация, двигатель стал устанавливаться в центре, а пушка была смещена к корме машины. Производство этого варианта было начато в 1943г и всего было построено 799 таких машин.

Nashorn
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Nashorn.Aberdeen.0007wakh.jpg
Самоходная противотанковая артиллерийская установка. Прототип был создан в ноябре 1942г, он имел наполовину закрытые гусеницы, был построен на базе шасси танка Panzer IV и оснащался 88мм пушкой L/71 Pak 43J1. Изначально он носил имя Hornisse (Шершень). Эти машины были очень маневренны и обладали максимальной скоростью в 42 км/ч. Всего было произведено 473 таких машин. После чего на смену им пришел Jagdtiger.

Ferdinand
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Elefant_USAOM-01.jpg
Ferdinand был совершенной противотанковой самоходкой с пушкой 88
мм. Всего было произведено 90 экземпляров, которые также носили
прозвище “Слон”. Впервые они были применены в боях под Курском в
“Операции Цитадель” в 1943г. Их главным недостатком являлась низкая
скорость и отсутствие пулеметов (в первых версиях). Хотя Ferdinand мог
с легкостью уничтожить любой танк, бойцы Красной Армии с такой же
легкостью уничтожали его, нанося удар по слабому месту, то есть сзади.

Jagdtiger
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Jagdtiger-Aberdeen.00059se8.jpg
Тяжелая самоходная противотанковая артиллерийская установка была
построенная на базе шасси Пантеры (Panzer V) и поступила на
вооружение в 1944г. Jagdtiger был вооружен 88мм пушкой Pak 43/3
L/71. Всего было произведено 382 такие установки.

Hetzer
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Jagdpanzer_Hetzer_JPG2.jpg
Немецкий истребитель танков, вооруженный пулеметом MG34 и 75 мм пушкой PAK 39 (L/43 или L/48), установленной на модернизированное шасси чешского танка LT-38. Производство было начато в 1943г, и выпуск таких машин продолжался до самого конца войны. Несмотря на чрезвычайно малое пространство для экипажа, он являлся очень эффективным оружием. Всего до мая 1945г было произведено 1577 таких машин.

StuG III/IV
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/%D0%A6%D0%9C_%D0%92%D0%9E%D0%92._%D0%A8%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5_StuG_III_%28%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29.jpg
StuG III впервые появился на арене боевых действий в 1940, во время
вторжения в Францию. Он отличался от танка тем, что у него не было
вращающейся башни. Несмотря на ограниченные возможности для
стрельбы, эта машина оказалась успешной вследствие простоты своей
конструкции и низкой стоимости. Было создано множество версий,
различающихся как вооружением, так и типом шасси. Всего было
произведено около 12000 машин StuG III и StuG IV (обозначение StuG
IV соответствует шасси Panzer IV).

Wespe
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Panzerhaubitze_Wespe_.JPG
При создании этой машины использовались модифицированные шасси и корпус танка Panzer II. Вооруженная 105 мм гаубицей, она начала производиться с начала 1942г. В основном использовалась в составе дивизионов САУ в бронетанковых дивизиях, и являлась самым популярным орудием этого класса в немецкой армии. К концу 1943г, было создано 835 машин, включая 159 модификаций, адаптированных для перевозки боеприпасов.

Hummel
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/SdKfz165.jpg
Hummel - это немецкая самоходная артиллерийская установка,
вооруженная тяжелой 150 мм гаубицей и построенная на базе шасси
танка Panzer IV. Башня этой машины была открытой, а орудие
устанавливалось на втором уровне этой суперконструкции.

Karl
http://asww.org/images/stories/ger/7/28.jpg
Самоходная 600-мм мортира «Карл», разработанная фирмой «Рейнметалл-Борзиг» в 1940 году, была одной из наиболее тяжелых артсистем, применявшихся в годы Второй мировой войны. Она весила около 126 тонн, а ее двухтонные снаряды летели на расстояние свыше 6 км. Всего было построено шесть таких орудий под названиями «Адам», «Ева», «Тор», «Один», «Локи» и «Циу». Все они имели гусеницы и двигатель, но самостоятельно могли проползти со скоростью пешехода только считанные километры. Поэтому обычно их перевозили по железной дороге между двумя специальными платформами либо в разобранном виде на трейлере с помощью тягачей. Для подвозки огромных снарядов и их заряжания использовались транспортеры на базе танков Pz IV.

Мортира «Карл» была оборудована 12-цилиндровым двигателем мощностью 750 л.с. и гидромеханической трансмиссией. Наводка орудия производилась поворотным и подъемным механизмами с ручным приводом. Угол возвышения ствола мортиры составлял 70°, а сектор горизонтального обстрела — 4°. Возимый боекомплект из шести выстрелов включал фугасные снаряды весом 1700 кг и бетонобойные весом 2170 кг. Перед началом стрельбы машина с помощью специального устройства опускалась днищем на грунт, т.к. подвеска не выдерживала значительной нагрузки при откате ствола. Мортиру обслуживал экипаж из 12–18 солдат и офицеров.

Sturmtiger
http://asww.org/images/stories/ger/7/27.jpg
Для боя в специфичных условиях города 18 линейных «тигров» с августа по декабрь 1944 года были переделаны в несколько своеобразные штурмовые самоходные мортиры 38cm RW61 auf Sturmmurser «Tiger» или просто «штурмтигры» (Sturmtiger). Обозначение по линии управления вооружений не присваивалось.

Сохранив почти все от базовой машины, они получили вместо башни неподвижную рубку из броневых листов разной толщины и наклона: 150 мм (45 градусов) в лобовой части и 80 мм (30 градусов) по бортам. Корма прикрывалась также 80-мм броней.

В смещенной вправо от осевой линии амбразуре размещалась 38-см мортира, а по сути ракетная пусковая установка. Справа от нее пулемет MG34 в шаровой установке, слева — смотровая щель водителя.

Стрельба велась при угле возвышения 85 градусов. К цели «штурмтигр» приближался с мортирой именно в таком положении, чтобы случайные снаряды противника или осколки не попали в огромное жерло и не повредили боеприпас или затвор. Боекомплект составлял 14 ракет, размещенных на стеллажах по обе стороны пусковой установки. Дальность полета ракетного снаряда массой 345 кг (в том числе на разрывной заряд приходилось 125 кг) достигала 4600 м (по другим данным — 5600 м).

Pz.SFL.V
http://asww.org/images/stories/ger/7/20.jpg
Идея создания тяжелого самоходного штурмового орудия принадлежала Гитлеру, и на совещании в Бергхофе 25 мая 1941 года он отдал приказ разработать два варианта подобной артиллерийской установки с пушками калибров 105 мм и 128 мм. САУ предполагалось использовать в боях против тяжелых английских и, возможно, американских танков, так как, по мнению немецкого Генштаба, к этому времени Советский Союз должен был выйти из игры. Однако по иронии судьбы оба самоходных орудия получили боевое крещение на Восточном фронте в ходе Сталинградского сражения. Эти установки применялись преимущественно против средних и тяжелых советских танков, расстреливая издалека командирские машины и танки управления. Бронебойный снаряд пушки К-40 (R), установленной на SFL. V, легко пробивал танковую броню с дистанции 1800 м.

150-мм гаубичная самоходная установка Sturmpanzer IV «Brummbдr» 1943
http://asww.org/images/stories/ger/7/26.jpg
В начале 1942 года компании Alkett было приказано разработать проект нового Sturmpanzer (штурмовой танк), в сотрудничестве с Krupp. Прототип был изготовлен с использованием улучшенного шасси от Panzer IV. В то время как другие модели штурмовых орудий, такие как Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2) и Stug 33, разрабатывались как временные варианты, Albert Speer приказал разработать полноценный штурмовой танк — Sturmpanzer IV. Фактически считается, что Stug 33 был прямым предшественником Sturmpanzer IV. В ходе совещания 2 октября 1942 года Speer представил чертежи нового штурмового танка, и 14 октября того же года планы по разработке нового Sturmpanzer IV были представлены Адольфу Гитлеру. После осмотра Фюрер приказал изготовить первую серию из 40-60, с тем, чтобы она была готова к весне 1943 года.

Новый Strumpanzer должен был собираться на шасси Panzer IV и вооружаться 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG.33 компанией Skoda). В феврале 1943 года Skoda построила первый прототип Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43).

Вскоре после этого была заказана первая серия из 60-ти машин. К марту 1943 года было закончено 6 машин, а к концу апреля — еще 40. Заказ был выполнен в мае 1943 года, когда было собрано еще 14 машин. Все машины первой серии были изготовлены на базе восстановленных шасси от Panzer IV, и в дальнейшем было решено также собирать «Brummbar» на восстановленных (отремонтированных) шасси. В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые. После всесторонних испытаний и постоянных запросов на такое оружие с передовых линий, Гитлер приказал начать серийное производство Sturmpanzer IV. 15 мая 1943 года Sturmpanzer IV был официально представлен лидерам Третьего Рейха.

Широкое производство должно было начаться в конце мая 1943 года. Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла громадное количество топлива.

150 мм орудие было закреплено на шарообразном шарнире в 100 мм передней броневой плите. На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbar» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

Большинство ранних «Brummbar» было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и боях у Запорожья. Оставшиеся нашли свой конец в жестоких боях у маленькой деревушки под названием Himmelreich.

В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. Полномасштабное производство «Brummbar» началось. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbar».

В середине 1944 года надстройка была переделана, и далее производство Sturmpanzer IV продолжалось до марта 1945 года. На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и, в основном, обрабатывались антимагнитной пастой Zimmerit. На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет. Поздний вариант «Brummbar» являлся грозным и важным для Panzerwaffe оружием.

Поздние модели Sturmpanzer IV «Brummbar» собирались на шасси Panzer IV Ausf H/J. Всего, в период с марта 1943 по март 1945 года, было выпущено 298(306) Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV «Brummbar». Все машины были собраны на новых или отремонтированных шасси Panzer IV. Производством запчастей занимались различные фирмы, а собиралось все на заводах компании Deutsche Eisenwerke.

Единственным серьезным недостатком «Brummbar» было слишком стесненное внутренне пространство корпуса, и как следствие, малый боезапас. Менее 40 снарядов, размещенных внутри корпуса, делали работу экипажа из 5-ти человек весьма затрудненной. Sturmpanzer IV, в первую очередь, предназначался для уличных боев, и был очень эффективен в борьбе против пехоты на укрепленных позициях, в городских зданиях или любых других укрытиях.

Небольшое количество средних и поздних вариантов «Brummbar» использовалось в качестве командирских машин, оборудованных дополнительным радиооборудованием и антеннами — Bef.Stu.Pz.IV.

80-мм реактивная система залпового огня R-Vielfachwerfer (Р-Фильфахверфер) 1943
http://asww.org/images/stories/ger/6/1.jpg
Так как немецкие системы залпового огня проигрывали в дальности стрельбы советским «Катюшам», Верховное командование вермахта приказало в 1943 году разработать собственные установки аналогичного типа. Из-за недостатка времени немцы попросту скопировали советский 82-мм реактивный снаряд М-8, немного усовершенствовав его конструкцию. Для увеличения надежности ракеты электрический запал расположили на одном из поясков, а стабилизаторы были установлены под таким углом к корпусу, чтобы придавать снаряду вращение в полете. Таким образом удалось добиться более высокой точности стрельбы по сравнению с «Катюшей». Оперенные ракеты требовали соответствующей установки, и поэтому немецкие специалисты использовали непривычные для них рельсовые направляющие советского типа, изготовленные из двутавра. Снаряды располагались на направляющих в два ряда — сверху и снизу.

Пакет из 48 балочных направляющих, размещенных в четыре яруса, обладал большим весом, и его пришлось монтировать на шасси французского среднего танка S-35 Однако существовал и облегченный вариант системы — установка из 24 направляющих, предназначенная для оснащения полугусеничных бронетранспортеров различного типа. Среди них был и трофейный французский тягач SOMUA MCL, основу гусеничной ходовой части которого составляли четыре опорных катка на борт, объединенные в две тележки с балансирной подвеской. В Германии эту машину оборудовали более мощным двигателем и бронекорпусом, защищавшим экипаж от пуль и осколков. Двухъярусный пакет направляющих устанавливался на крыше бронетранспортера и мог наводиться в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью специальных устройств.

80-мм реактивные установки на базе MCL входили в состав минометных бригад вермахта и обладали неплохой проходимостью (машина могла преодолеть брод глубиной до 1,2 м). Точные данные немецкого 80-мм снаряда неизвестны, вероятно, они были немного лучше данных советской ракеты М-8.

150-мм гаубичная самоходная установка «Bison» 1942
http://asww.org/images/stories/ger/7/23.jpg
Еще до того как пошел в серию Sturmpanzer I, в планах уже была разработка улучшенной версии, базирующейся на шасси и компонентах Panzer II. Panzer II морально устарел уже к 1941 году, но большое количество выпущенных танков этого типа, сделало их прекрасной базой для различных модернизаций и переделок.

Первый улучшенный прототип был испытан на заводском полигоне в Куммерсдорфе 13 июня 1940 года. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на шасси Panzer II Ausf B, которое, как выяснилось, не могло предоставить достаточно места для размещения столь массивного орудия, так же, как и не могло достаточно погашать отдачу орудия при выстреле.

18 февраля 1941 года было решено построить Sturmpanzer II на модифицированном безбашенном шасси/корпусе Panzer II. В июле-августе 1941 года первый Sturmpanzer II Bison (удлиненная версия) был выпущен компанией Alkett, а к январю 1942 года были готовы все 12 машин. Для увеличения внутреннего пространства, шасси было слегка расширено (на 32 см) и удлиненно (на 60 см), а также добавлено шестое дорожное колесо.

В отличие от Wespe, Bison не имел защитных боковых бронеплит по всей длине надстройки. Тяжелое 150 мм пехотное орудие sIG.33 L/11.4 было установлено в орудийном щите, протянувшемуся на всю ширину надстройки. Bison имел низкий силуэт и переднерасположенное орудие. Технические характеристики Bison были схожи с Panzer II, они имели один и тот же двигатель Maybach HL62 TRM. Правда, некоторые источники настаивают на том, что Bison оснащался двигателем Buessing-NAG L8V. Экипаж Bison состоял из 4-х человек, а вес — примерно 12000 кг.

105-мм гаубичная самоходная установка StuН.42 1942
http://asww.org/images/stories/ger/7/22.jpg
В начальный период Второй мировой войны немцы располагали единственной крупносерийной САУ StuG III, применявшейся для поддержки пехоты в наступлении. На Восточном фронте этим самоходкам пришлось иметь дело с советскими танками, и сразу же проявилась слабость их короткоствольного 75-мм орудия. Когда Гитлер потребовал более мощного вооружения танков и САУ, в феврале 1942 года была запущена в серию StuG III с длинноствольной противотанковой пушкой Stuk40. Обозначенная StuG 40, эта машина более успешно выполняла противотанковые функции, но в то же время ее роль в уничтожении живой силы противника и разрушении оборонительных сооружений резко снизилась. Поэтому было решено создать на ее основе новое штурмовое самоходное орудие более крупного калибра. В бронированной рубке установили 105-мм полевую гаубицу leFH 18, и первые 12 таких артиллерийских систем, изготовленных фирмой «Алкетт» в 1942 году, успешно прошли войсковые испытания. Массовый выпуск серийных машин под обозначением StuH 42 начался в марте 1943 года.

Самоходный вариант легкой гаубицы leFH 18 отличался новой компоновкой противооткатных устройств, другим затвором и наличием двухкамерного дульного тормоза. Впрочем, в 1944 году на пехотных САУ StuH 42 дульный тормоз не устанавливался. Боекомплект орудия состоял из 36 выстрелов. Всего до конца войны сборочные цеха покинули 12 самоходок этого типа на базе среднего танка Pz IIIF и 1299 машин на базе танка Pz IIIG.

150-мм гаубичная самоходная установка «Sturmpanzer II» «Штурмпанцер II» 1941
http://asww.org/images/stories/ger/7/19.jpg
В течение 1941 года основой бронетанковых войск Германии являлись танки Pz-III и штурмовое орудие StuG-III, вооружённое 75-мм пушкой. Это считалось достаточным, пока вермахт вёл преимущественно наступательные операции. Но к осени 1941 года положение изменилось. Восточный фронт остановился, опоясавшись глубокоэшелонированными линиями обороны, нашпигованной артиллерией и противотанковыми ружьями. Теперь для взламывания хорошо зарытых в землю позиций советских войск требовались хорошо бронированные мобильные артсистемы большого калибра. Самоходная гаубица sIG.33 на шасси Pz-I не отвечала этим требованиям, также мало подходила для этих целей и состоявшая на вооружении StuG-III. В техническом задании на проектирование новых цельнобронированных САУ они получили условное название «штурмовые танки». Причём интересно отметить то, что некоторые из машин, созданные по указаному тех. заданию, так и не были отнесены к классу «штурмовой танк» в официальном название артсистем.

Одним из первых изделий, построенных как штурмовой танк в 1942 году, стало штурмовое орудие на базе лёгкого танка Pz-II Ausf.C. 150-мм. тяжёлую пехотную гаубицу sIG.33 разместили в лобовом листе, сильно сместив центр тяжести системы вниз. Машина получилась достаточно лёгкой и подвижной, хотя и несколько неудобной для работы экипажа (особые нарекания вызывало заряжание орудия). В ходе войсковых испытаний выявилась также перегруженность ходовой части, и поэтому после выпуска первой серии этих артсистем, ходовую часть усилили, введя дополнительный опорный каток, а также для уменьшения реакции отдачи при стрельбе в сторону от направления движения, базу несколько уширили. Машина оснащалась радиостанцией Fu-5. В таком виде эта артсистема получила название «15cm sIG.auf Fahr-gestell Pz II Sturmpanzer II» была выпущена малой серией на фирме «Алкетт». Правда, уже в ходе испытаний было выявлено недостаточное бронирование машины, ограничивающее её применение непосредственно в боевых порядках.

150-мм гаубичная самоходная установка StuIG.33 1942
http://asww.org/images/stories/ger/7/18.jpg
После неудачных войсковых испытаний на Восточном фронте штурмовых самоходных орудий «Штурмпанцер» II председатель бронетанкового отдела министерства вооружений и боеприпасов Ф.Порше предложил создать новую САУ со 150-мм орудием sIG 33, размещенным в полностью бронированной боевой рубке. В качестве базы было выбрано шасси среднего танка Pz III. Эскизный проект, представленный Порше, мало заинтересовал сотрудников министерства, однако в конце концов было решено изготовить опытный образец такой самоходки. Задело взялась фирма «Алкетт», которая переработала проект по своему усмотрению. На ходовой части танка Pz IIIH была смонтирована довольно высокая боевая рубка, имеющая толщину брони в лобовой части 50 мм, в бортовой 30 мм. Вооружение САУ состояло из 150-мм пушки (боекомплект 30 снарядов) и оборонительного пулемета MG 34 в шаровой установке.

Первоначальный заказ Управления вооружением сухопутных войск предусматривал изготовление 12 таких самоходных артиллерийских установок, которые строились в течение 1942 года без большой спешки, пока командование вермахта обдумывало вопрос их достойного применения. Вспомнили об этих самоходках только во время Сталинградского сражения, когда в ходе городских уличных боев возникла нужда в орудиях большого калибра для разрушения кирпичных стен зданий. Большинство машин, обозначенных StulG 33, в срочном порядке были отправлены на фронт и включены в состав 177-го штурмового дивизиона.

150-мм гаубичная самоходная установка StuG 33B 1942
http://asww.org/images/stories/ger/7/16.jpg
Тактико-технические характеристики StuG 33B
Боевая масса, т 21
Экипаж, чел. 5
Длина 5400
Ширина 2900
Высота 2300
Клиренс 385
Броня, мм: 10-80
Борт 50
Лоб корпуса и рубки 80
Корма 15
Крыша 10
Скорость максимальная, км/ч: 20
Запас хода по шоссе, км 110
Угол подъема, град. 30
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,8
Силовая установка : Maybach HL 120TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин
Вооружение : Гаубица 150 sIG.33/L 30 снаряда , Пулемет 7,92 MG34 600 патрона
Основные мадификации: StuIG 33В на шасси StuG IIIЕ и F8 смонтирована высокая прямоугольная броневая рубка, в которой установлены пехотная гаубица и пулемет MG 34. В остальном конструкция машины осталась без изменений

0

3

МАШИНЫ ПВО

Ostwind I
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Munster_Flakpanzer_Ostwind_Modell_%28dark1%29.jpg
Немецкий зенитный танк на базе шасси Panzer IV; вооружен 37 мм
зенитным орудием Flak 43, установленным на вращающейся
бронированной башне. В 1944г последние серии этих машин
вооружались счетверенными 30 мм пушками.

0

4

РАКЕТНЫЕ УСТАНОВКИ

SdKfz 251-1 Rak
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Bundesarchiv_Bild_101I-216-0417-09%2C_Russland%2C_schwerer_Wurfrahmen_an_Sch%C3%BCtzenpanzer.jpg
Самый известный броневик, используемый немецкой армией. Производился в четырех базовых версиях, различающихся конструктивными элементами корпуса. До конца войны всего было произведено 15,252 экземпляров этой машины в различных вариациях. В бою они играли роль обычных пехотных транспортеров, связных и штабных машин, саперных машин и скорой помощи. Они вооружались зенитными орудиями, огнеметами, минометами, бронебойными орудиями, а также ракетными установками. Данная модификация представляет собой ракетную установку.

0

5

САМОЛЁТЫ

Messerschmitt BF-109
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/Me109_G-6_D-FMBB_2.jpg
одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе перед и во время Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. По количеству произведенных (по состоянию на апрель 1945 года) машин 33984 шт. является самым массовым самолётом-истребителем в истории. На долю Bf.109 приходится 57 процентов всех произведенных Германией самолётов-истребителей.

Junkers JU 88 g6
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Junkers_Ju88.jpg
многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов войны использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.

FW 189
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Focke_Wulf_Fw189.jpg
На FW 189 устанавливались два двигателя “Аргус” As 410A-1 мощностью 430 л.с. каждый. В гондоле размещался пилот, штурман-наблюдатель и стрелок хвостовых пулеметных установок. Связанное, навигационное и фотооборудование было размещено с большим удобством для экипажа.

Вооружение самолета состояло из двух неподвижных 7,92-мм пулеметов MG 17 в центроплане для стрельбы вперед и двух подвижных 7,92-мм пулеметов MG 15 в шкворневых установках в задней части гондолы. Такое вооружение, хороший обзор и высокая маневренность позволяли экипажу на вираже постоянно держать атакующий истребитель в зоне обстрела пулеметов. Сбить Fw-189 было довольно трудно.

Кроме пулеметного вооружения на бомбодержателях могли быть подвешены четыре 50 кг бомбы. Раздвечики FW-189 использовались на Восточном фронте с ноября 1941 г. Советские солдаты называли его “рама”. Существовала своеобразная примета: появилась “рама” - ждите бомбардировщиков. В германской армии взаимодействие разведывательной авиации с бомбардировочными и артиллерией было была налажено очень четко и доставляло много неприятностей советским войскам.

JU 52
http://www.airwar.ru/image/i/cww2/ju52-i.jpg
немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт. «3m» в обозначении означает нем. «drei Motoren» — трехмоторный. Самолет получил неофициальные прозвища: «Auntie Ju» — «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»). Впоследствии, Ю 52 стал основным военно-транспортным самолетом Германии во Второй мировой войне. Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции — захвате острова Крит. Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

JU 87 "Kanonenvogel"
http://www.vostok-audio.ru/media/1/02_017.jpg
пикирующий боевой самолёт) — одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны. Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 — один из самых известных символов блицкрига. У советских лётчиков имел прозвища «лаптёжник» (за обтекатели шасси) и «певун» (за включавшуюся на пикировании для психологического эффекта сирену).

Messerschmitt Me.323 Gigant
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Gigant_italie_1943.jpg
немецкий тяжелый транспортный самолет времён Второй мировой войны. Экипаж состоял из 5 человек. Me 323 использовался в 1943 году для снабжения немецких войск в Тунисе и Северной Африке. Самолёт совершал вылеты с Итальянского полуострова и с острова Сицилия. До прекращения производства в апреле 1944 года было построено около 200 машин.

0

6

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

Kubelwagen
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/VW_Kuebelwagen_1.jpg
Легкая разведывательная машина, военная версия гражданского Volkswagen „Garbus”. Использовалась в качестве разведывательной и штабной машины. Производилась в нескольких вариантах.

SdKfz 250
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/55/Sd.Kfz._250-1_%28alt%29_01.png
Легкая полугусеничная бронемашина, создана на базе полугусеничного
артиллерийского тягача, выпускаемого фирмой Demag. В 1941 на
вооружение поступили первые такие машины, которые не имели
никакого вооружения и использовались исключительно для подвоза
боеприпасов. Впоследствии, кроме стандартных машин этого типа,
появились модели с орудийными башнями, машины, предназначенные
для использования в артиллерийских частях для обнаружения целей,
машины поддержки, командные и связные машины. Всего машин такого
типа было выпущено 6628 штук.

SdKfz – 221/222
http://ww2.kulichki.ru/w/img/ger/sdkfz221.jpg
Четырехколесный легкий разведывательный бронеавтомобиль, введенный в строй в конце 30-х. Версия 221 вооружалась только пулеметом, тогда как на 222 дополнительно устанавливалась 20мм пушка. С начала войны, SD KFZ 221 стали зачастую перевооружать на 7.92 мм и 28 мм бронебойные патроны и снаряды. Броня была усилена до 30 мм. В Германии было произведено 339 машин версии 221 и 989 экземпляров версии 222.

0

7

ЗЕНИТНАЯ

128-мм зенитная пушка Flаk.40 1940
http://asww.org/images/stories/ger/1/11.jpg
128-мм зенитная пушка Flak-40 была принята на вооружение в конце 1941 года. Она предназначалась для защиты важнейших объектов на территории третьего рейха и поступала в зенитные части люфтваффе и ВМФ.

Темпы производства орудий были довольно высокие и уже в августе 1944 года только зенитные части люфтваффе имели 242 таких орудия на стационарных позициях, 201 на железнодорожных платформах и 6 на колесных лафетах. В январе 1945 года их количество достигло максимального значения — 570 единиц.

105-мм зенитная пушка Flаk.38 1938
http://asww.org/images/stories/ger/1/10.jpg
Пушка разрабатывалась фирмой «Рейнметалл — Борзиг» в качестве корабельной зенитной пушки, однако было принято решение адаптировать ее для использования на суше.

Сухопутный вариант пушки был принят на вооружение в конце 1937 года под обозначением «105-мм зенитная пушка обр.38». В годы второй мировой войны пушка использовалась для противовоздушной обороны городов, промышленных предприятий и баз ВМФ. Из-за большого веса в походном положении (14 600 кг) в системе ПВО войск пушка практически не применялась.

Значительная часть пушек Flak-38 устанавливалась на лафетах с крестообразным расположением станин, конструкция которых обеспечивала круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 85°. Гидравлическая система горизонтального и вертикального наведения приводилась в действие электромоторами постоянного тока. питаемыми от автономного генератора.

Пушка имела полуавтоматический клиновой затвор с электрическим спуском, который позволял вести огонь со скорострельностью 12–15 выстрелов в минуту. Относительно высокая скорострельность обеспечивалась наличием автоматической системы заряжания.

В 1940 году на вооружение была принята усовершенствованная модификация этой пушки — Flak-39, отличающаяся от исходной модели конструкцией лафета, а также тем, что электродвигатели этой пушки работали не на постоянном, а на переменном токе, что позволяло подключать систему электропитания орудия к обычной электросети без использования автономных генераторов тока.

Батареи пушек Plak-39 имели также усовершенствованные приборы управления огнем. Стрельба по самолетам велась осколочными снарядами весом 15,1 кг с начальной скоростью 880 м/сек. Для пушки был разработан также бронебойный снаряд весом 15,6 кг с начальной скоростью 860 м/сек, который на расстоянии 100 м пробивал броню толщиной 190 мм, а на расстоянии 1 500 м — 138 мм

88-мм зенитная пушка Flаk.41 1941
http://asww.org/images/stories/ger/1/9.jpg
В 1939 году фирма «Рейнметалл» начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками — Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak.41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис. В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak.41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak.41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak.18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak.41. Предпринималась попытка установить ствол нового орудия на лафет Flak.37. Чтобы компенсировать возросшие нагрузки на старый лафет, ствол пушки оснастили дульным тормозом, однако и эта модификация широкого применения не нашла.

88-мм зенитная пушка Flak.18/36/37 1931
http://asww.org/images/stories/ger/1/8.jpg
После поражения Германии в Первой мировой войне Версальский договор запрещал немцам иметь зенитную артиллерию, а все имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Однако уже в 20-х годах немецкие инженеры вновь занялись разработкой подобных пушек. Работы велись тайно в Германии, а также в других европейских странах. В целях секретности новые полевые и зенитные орудия, изготовленные на рубеже 20-х и 30-х годов, получили обозначение «обр. 18», как будто были созданы еще в период прошедшей войны. Таким образом, разработанная в 1931 году фирмой Крупна 88-мм зенитная пушка именовалась «88-мм зенитное орудие обр. 18».

Первые образцы пушки Flak.18 были построены в Эссене, а боевое крещение новая зенитная система получила в Испании, где она применялась не только против воздушных целей, но и против танков. Поэтому на орудия нередко стали монтировать щитовое прикрытие. Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Полуавтоматический затвор клинового типа обеспечивал скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Противооткатные устройства включали в себя гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Основанием лафета служила крестовина, у которой боковые станины при переходе в походное положение поднимались вверх, а продольная балка играла роль повозки. Наводка орудия осуществлялась в вертикальной плоскости на угол от +5° до +85°, в горизонтальной — на 360°. Стрельба велась осколочными снарядами с дистанционным взрывателем, а также бронебойными снарядами.

В 1936 году на вооружение вермахта поступил модернизированный вариант пушки, обозначенной Flak.36. Она отличалась главным образом конструкцией ствола, разработанного фирмой «Рейнметалл», и упрощенным лафетом. Следующая модификация 1937 года, Flak.37, имела усовершенствованную систему управления огнем, но в целом большинство агрегатов и узлов всех вариантов 88-мм орудия были взаимозаменяемыми.

50-мм зенитная пушка Flаk.41 1941
http://asww.org/images/stories/ger/1/7.jpg
Стремясь повысить дальность действия малокалиберной зенитной артиллерии, сохранив, по возможности такие ее положительные качества, как малый вес и хорошую подвижность, немецкие конструкторы разработали зенитное орудие нового для германской армии калибра — 50 мм. Это орудие было принято на вооружение в 1941 году под названием «50-мм зенитная пушка Flak.41» и поступало на вооружение в первую очередь легких зенитных дивизионов люфтваффе.

За весь 1941 год было изготовлено порядка 60 орудий этого типа, в последующие годы производство их осуществлялось малыми сериями. Орудие использовалось для борьбы с воздушными целями на высотах более 3 500 м как с «Н»-образного стандартного лафета с четырьмя откидными станинами, так и с самоходных лафетов. В обоих случаях обеспечивался круговой обстрел с углами возвышения от — 10° до 90°. При необходимости орудие использовалось и для стрельбы по легким танкам и бронемашинам.

50-мм пушка Flak.41 имела весьма высокую скорострельность — 130 выстрелов в минуту, обеспеченную автоматизацией всех действий, необходимых для производства выстрела. Питание пушки патронами унитарного заряжания осуществлялось из магазинов емкостью 5 патронов. Для управления стрельбой использовался автоматический зенитный прицел.

37-мм зенитная пушка Flаk.18 1938
http://asww.org/images/stories/ger/1/4.jpg
Наряду с 20-мм зенитными пушками для борьбы с летящими на высотах до 2 000-3 000 м самолетами противника и для поражения наземных целей частями вермахта и люфтваффс широко использовалась 37-мм зенитная пушка Flak.18 и созданные на ее базе усовершенствованные модификации Flak.36 и Flak.43. В мае 1944 года части вермахта располагали 775 пушками этих типов, а части люфтваффе имели 3 400 таких пушек.

37-мм пушки представляли собой автоматические орудия, установленные на лафете кругового вращения с отделяемым колесным ходом. Наибольший угол возвышения составлял 80°. Осколочный снаряд весом 0,623 кг имел вертикальную дальность 4 800 м. Бронебойный снаряд на расстоянии 100 м при угле встречи 60° пробивал броню толщиной 36 мм, а на расстоянии 800 м — 27 мм. Питание патронами при стрельбе осуществлялось из обойм емкостью 6 или 8 патронов. Обойма с 6 патронами весила 12,5 кг. Использовавшиеся частями вермахта 37-мм зенитные пушки снабжались щитовым прикрытием для защиты от пуль и осколков.

Модификация Flak.36 отличалась от базовой модели Flak.18 сниженным до 1 550 кг весом в боевом положении и до 2 400 кг в походном положении. Ее практическая скорострельность была доведена до 120 выстрелов в минуту (теоретическая скорострельность — до 160 выстрелов в минуту). 123 такие пушки были использованы при создании 37-мм зенитных самоходных установок на базе 8-т полугусеничного тягача. Модификация Flak.43 имела еще меньший вес: 1 250 кг в боевом положении и 2 000 кг в походном положении. Скорострельность была повышена до 150/180 выстрелов в минуту. В кони 1944 года был начат выпуск спаренных 37-мм пушек Flak.43 под названием Flakzwilling.43. Их вес в боевом положении составлял 2 500 кг, скорострельность — 300/360 выстрелов в минуту. В феврале 1945 года части вермахта имели на вооружении 390 таких пушек.

Наряду с 37-мм зенитными пушками собственного производства на вооружении германской армии состояли и 37-мм советские зенитные пушки обр. 1939 г. Они имели немецкое обозначение Flak.39(r), в январе 1944 года их число составляло 642 единицы.

20-мм зенитная пушка Flak.30/38 1935
http://asww.org/images/stories/ger/1/1.jpg
20-мм зенитные пушки были широко распространены в немецких войсках и представляли собой эффективное оружие для борьбы с низколетящими воздушными целями. Хотя перед началом Второй мировой войны основные силы зенитной артиллерии входили в состав люфтваффе, тем не менее каждая дивизия вермахта имела в распоряжении 12 20-мм автоматов Flak.30/38.

Автоматическая пушка Flak.30 была разработана фирмой «Рейнметалл» в начале 20-х годов и состояла из ствола-моноблока, оснащенного дульным тормозом/пламегасителем, салазок, люльки, противооткатных устройств, лафета и прицельных приспособлений. Действие автоматики было основано на использовании отдачи ствола и затвора при коротком откате ствола. Спусковой механизм позволял вести одиночный и автоматический огонь. Спуск производился нажатием педали, а для питания автомата применялись коробчатые магазины емкостью 20 снарядов. В походном положении зенитная установка транспортировалась на двухколесной подрессоренной повозке.

Пушка Flak.30 имела небольшой вес и простое устройство. Ствол-моноблок легко отделялся от ствольной коробки, благодаря чему быстро осуществлялась его замена при непрерывной стрельбе. Недостатками автомата были высокая чувствительность к изменению угла возвышения ствола, загрязнение и загустение смазки, а самое главное — недостаточная скорострельность из-за отсутствия непрерывного питания.

Первые зенитные пушки этого типа начали поступать в немецкие войска в 1935 году, а три года спустя на вооружение был принят новый вариант этого оружия, Flak.38, имевший ту же баллистику и боеприпасы, но отличавшийся более высокой скорострельностью за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения скорости их движения. Автоматы Flak.38 появились на фронте в 1940 году, и в том же году была создана счетверенная установка на их базе.

Кроме двухколесного лафета, зенитные пушки Flak.30/38 монтировались также и на различных типах самоходного шасси, например в кузовах грузовиков Опель «Блитц» и Форд «Маультьер», на полугусеничных транспортерах SdKfz 10/5. В середине 1944 года в составе немецких войск имелось свыше 26 тыс. зенитных установок этого типа.

0

8

ПУШЕЧНАЯ

211-мм пушка К-38 1938
http://asww.org/images/stories/ger/3/11.jpg
Идея сосредоточения орудий большой мощности на главных направлениях наступления наземных войск была выдвинута в России в 1916 году Тогда же были созданы первые подразделения артиллерии особого назначения, придававшиеся командующим соединениями для прорыва сильно укрепленной обороны противника. Перед началом Второй мировой войны все эти артиллерийские части вошли в состав резерва главного командования и стали называться артиллерией РГК.

В сентябре 1939 года резерв главного командования вермахта включал в себя 75 дивизионов артиллерии, 12 батарей железнодорожных орудий, 19 дивизионов противотанковой артиллерии и отдельные подразделения наблюдения и корректировки артогня. 767-й и 768-й дивизионы РГК были оснащены 211-мм пушками К-38, предназначенными для подавления особо важных объектов в тылу обороны врага и уничтожения сильно укрепленных сооружений на линии фронта. Кроме того, отдельные батареи этих орудий защищали побережья Норвегии и острова Крит.

Пушка К-38 была разработана инженерами фирмы «Крупп» и серийно выпускалась до 1942 года. Она создавалась посредством наложения 211 -мм ствола длиной 55,5 калибра на усовершенствованный лафет 211-мм мортиры образца 1918 года. Лафет пушки и ствол транспортировались раздельно с помощью специальных тягачей В боевом положении орудие имело сектор горизонтального обстрела 360°, максимальный угол возвышения ствола составлял 50°. В состав боекомплекта входили выстрелы раздельного гильзового заряжания, включающие в себя осколочно-фугасные и бетонобойные снаряды весом около 120 кг.

150-мм пехотная пушка sIG.33 1933
http://asww.org/images/stories/ger/3/7.jpg
Наряду с LeIG 18, пушка sIG.33 являлась основным пехотным орудием немецкой армии. Перед началом Второй мировой войны каждый полк пехотной дивизии вермахта имел в своем распоряжении шесть 75-мм пушек LeIG 18 и две 150-мм sIG.33. Ни одна армия мира не располагала в то время пехотными орудиями большого калибра. sIG.33 обеспечивали немецкой пехоте значительное преимущество на поле боя. При стрельбе прямой наводкой снарядами весом 38 кг 150-мм пушки быстро подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу наступающим войскам. Однако в оборонительных боях и при отступлении сразу проявился основной недостаток sIG.33 — сложность в транспортировке. Начиная с 1942 года в вермахте все чаще стали использовать самоходный вариант этого орудия.

Пехотная пушка sIG.33 выпускалась серийно с 1933 года и имела подрессоренный однобрусный лафет с колесами. Ствол-моноблок располагался в люльке с противооткатными устройствами и оснащался клиновым затвором. Небольшое щитовое прикрытие защищало расчет от пуль и осколков. Ограниченный из-за однобрусного лафета угол горизонтального обстрела орудия составлял всего 11°, зато угол возвышения ствола, достигающий 75°, позволял вести навесной огонь и решать задачи, обычно возлагаемые на минометы. В боекомплект выстрелов раздельного гильзового заряжания входили специальные фугасные, а также дымовые снаряды. В случае необходимости для борьбы с вражеской бронетехникой применялись кумулятивные 150-мм снаряды гаубицы sFH.18, пробивающие броню толщиной до 160 мм. Начальную скорость снарядов можно было регулировать различными типами зарядов.

105-мм безоткатное орудие LG.40 1940
http://asww.org/images/stories/ger/3/5.jpg
К работам над безоткатными орудиями в Германии приступили в начале 30-х годов. Пушки этого типа привлекали внимание прежде всего своим небольшим весом и большим калибром применяемых снарядов. Поэтому они наилучшим образом подходили для оснащения подразделений горных и воздушно-десантных войск.

105-мм безоткатное орудие LG.40 было разработано фирмой «Крупп» и поступило на вооружение вермахта в 1940 году. Оно было предназначено для уничтожения огневых точек и живой силы противника, а также для борьбы с вражеской бронетехникой. Стрельба велась стандартными боеприпасами. Конструкция затвора позволяла выпускать в момент выстрела часть газов наружу — в сторону, обратную направлению движения снаряда. Таким образом удалось отказаться от противооткатных устройств и уменьшить вес орудия.

Безоткатная пушка LG.40 состояла из ствола-моноблока с затвором и соплом, щитового прикрытия, расположенного на верхнем станке лафета, подрессоренного нижнего станка с двумя обрезиненными колесами и прицельных приспособлений. На дульной части ствола имелся транспортировочный кронштейн. Орудие имело сектор горизонтального обстрела 80°, угол возвышения ствола находился в пределах между -15° и +40°.

75-мм горная пушка GebK.36 1938
http://asww.org/images/stories/ger/3/2.jpg
Эта артсистема выглядит достаточно необычно, но на самом деле является обыкновенной 75-мм (2,95 дюйма) гаубицей, и если бы у нее были колеса, она имела бы совершенно стандартный вид. Но так как горные орудия обычно применяются в сложных географических и климатических условиях, часто на снегу или на льду, то вместо колес эта пушка была оснащена широкими полозьями, позволявшими буксировать ее по снегу группой лыжников. Кроме того, полозья не позволяли пушке при стрельбе зарываться глубоко в снег.

75-мм пехотная пушка leIG.18 1927
http://asww.org/images/stories/ger/3/1.jpg
После окончания Первой мировой войны среди военных специалистов господствовало мнение, что пушки будут использоваться в первую очередь против танков. Для уничтожения живой силы противника были предусмотрены минометные установки. Но быстро выяснилось, что минометы малоэффективны в боях против окопавшейся пехоты, также как и длинноствольные пушки, имевшие высокую начальную скорость снаряда.

В Германии эту проблему решили разработкой легкого противопехотного орудия leIG 18 калибра 75 мм, поступившего на вооружение рейхсвера в 1927 году. Перед началом Второй мировой войны в состав пехотных полков вермахта входила рота артиллерии, вооруженная шестью 75-мм и двумя 150-мм пушками. Легкими орудиями LeIG 18 оснащались также подразделения моторизованных и танковых дивизий. В случае необходимости пушка leIG 18 могла использоваться против вражеских танков и бронетехники, но лишь на дистанции до 300 м.

leIG 18 представляла собой короткоствольное орудие, состоящее из ствола, люльки с противооткатным устройством, однобрусного подрессоренного лафета, щитового прикрытия, деревянных колес, механизмов наводки и прицельных приспособлений. Так как пушка не имела обычного затвора, его роль выполняла казенная часть салазок, оснащенная всеми устройствами для производства выстрела. При перезарядке казенная часть ствола поднималась вверх, стреляная гильза выбрасывалась, загонялась новая, и после поворота рукоятки орудие вновь было готово к стрельбе. Однобрусный лафет ограничивал горизонтальную наводку пушки, не превышавшую угла в 6°. Максимальный угол возвышения орудия составлял 73,5°. В боекомплект leIG 18 входили выстрелы раздельного заряжания, включающие фугасные и осколочно-фугасные снаряды. Для борьбы с танками применялись специальные кумулятивные снаряды, пробивающие на дистанции 300 м броню толщиной 90 мм.

0

9

ГАУБИЧНАЯ

420-мм мортира Gamma (Гамма) 1917
http://asww.org/images/stories/ger/4/11.jpg
420-мм мортира «Гамма» была создана в годы Первой мировой войны для разрушения особо прочных оборонительных сооружений противника на Западном и Восточном фронтах. Ее обслуживающий персонал состоял из 250 человек, а сборка и установка орудия происходила в течение четырех суток. Разрушительная мощь 420-мм мортир была продемонстрирована при осаде французских крепостей Льеж и Намюр, а на Восточном фронте они использовались для обстрела русских укреплений в Модлине, под Варшавой.

После прихода в Германии к власти Гитлера началось возрождение немецкой армии, в составе которой появилась артиллерия резерва главного командования сухопутных войск. Оставшиеся мортиры «Гамма» поступили на вооружение дивизионов сверхтяжелой артиллерии. Когда в 1942 году под Севастополем разыгралось одно из крупнейших артиллерийских сражений, в нем приняла участие и 459-я отдельная батарея с мортирой «Гамма». Стотысячный гарнизон города-крепости прикрывали многочисленные крепостные, корабельные и полевые орудия. И поэтому немцы вынуждены были бросить в бой значительную часть своей сверхтяжелой артиллерии.

Мортира «Гамма» имела полустационарную установку и перевозилась по железной дороге в разобранном виде на 10 платформах. Горизонтальный сектор обстрела орудия составлял 23°, а максимальный угол возвышения ствола — 75°. Откатный механизм имел два гидравлических тормоза в верхней части ствола и гидропневматический накатник в нижней. Для стрельбы использовались выстрелы раздельного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами весом около 1000 кг.

420-мм мортира Dicke Berta (Дике Берта) (1917)
http://asww.org/images/stories/ger/4/10.jpg
Желая угодить владельцу крупнейшего немецкого концерна Адольфу Круппу, заводы которого выпускали самые мощные артсистемы в мире, конструктор профессор Раушенбергер назвал свое новое 420-мм орудие «Толстушка Берта» в честь внучки Круппа, родившейся в 1913 году.

Мортира предназначалась для разрушения особо прочных фортификационных сооружений и строилась в двух вариантах. Полустационарный вариант носил шифр «тип Гамма», а буксируемый обозначался «тип М». Орудия имели массу соответственно 140 и 42 тонны. Из 9 выпущенных мортир только 4 были буксируемые, но и облегченный вариант при транспортировке паровыми тягачами приходилось разбирать на три части. На сборку агрегатов «типа М» уходило 12 часов. Скорострельность «Берты» составляла 1 выстрел в 8 минут, а дальность полета 900-кг снаряда — 14 км. Все три типа используемых снарядов обладали для того времени огромной разрушительной силой. Фугасный снаряд при взрыве образовывал воронку глубиной 4,25 метра и диаметром 10,5 метра. Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла, сохранявших убойную силу на расстоянии до двух километров. Защитники крепостей считали самыми ужасными бронебойные снаряды, от которых не спасали двухметровые перекрытия из стали и бетона.

150-мм полевая гаубица sFH.18 1918
http://asww.org/images/stories/ger/4/5.jpg
Перед началом Второй мировой войны в состав артиллерийского полка пехотной дивизии вермахта входил дивизион тяжелой артиллерии, оснащенный 12 150-мм гаубицами sFH.18. Орудиями этого типа были вооружены также отдельные дивизионы РГК Германии.

Тяжелые гаубицы «обр. 18» выпускались фирмами «Крупп» и «Рейнметалл», и в середине 1941 года в немецких войсках имелось свыше 2800 таких орудий, предназначенных для уничтожения тыловых объектов противника и разрушения его долговременных огневых точек.

Конструкция гаубицы включала в себя лафет с раздвижными коробчатыми станинами, ствол с противооткатными устройствами, горизонтальный клиновой затвор и механизмы наводки. Щитовое прикрытие не ставилось. При разведенных станинах сектор горизонтального обстрела орудия составлял 60°, вертикальная наводка осуществлялась в пределах от 0° до +45°. Для стрельбы использовались телескопический прицел и панорама. Боекомплект гаубицы состоял из выстрелов раздельного гильзового заряжания с дымовым, осколочно-фугасным, бетонобойным, бронебойным и кумулятивным снарядами. 150-мм кумулятивный снаряд на дальности 100 м пробивал броню толщиной 160 мм. При ведении огня применялись восемь различных зарядов.

Благодаря подрессоренному ходу гаубица могла транспортироваться по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Она перевозилась целиком с помощью механической тяги (со стволом, оттянутым назад), а также в разобранном виде на двух повозках весом по четыре тонны каждая. В случае использования конной тяги требовалась восьмерка лошадей.

105-мм полевая гаубица leFH.18 1918
http://s017.radikal.ru/i412/1206/6f/3455c0b1bcf2.jpg
В отличие от большинства других стран в Германии перед началом Второй мировой войны из состава пехотных дивизий были исключены полевые пушки. Более высокой эффективностью при наступлении обладали гаубицы, и к тому же они были гораздо проще и дешевле в производстве. Артиллерийский полк пехотной дивизии вермахта располагал четырьмя дивизионами на конной тяге: тремя дивизионами легкой артиллерии, оснащенными 12 105-мм гаубицами leFH 18 каждый, и одним дивизионом тяжелой артиллерии, имевшим 12 гаубиц sFH.18 калибра 150 мм.

Гаубица leFH 18 «обр. 18» была предназначена для уничтожения живой силы противника, разрушения земляных укреплений и проволочных заграждений, а также для борьбы с вражеской бронетехникой. Для стрельбы использовались осколочно-фугасные гранаты, дымовые, зажигательные, бронебойно-трассирующие и кумулятивные снаряды. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание и шесть разных зарядов, позволяющих контролировать начальную скорость и дальность полета снаряда. Лафет с раздвижными станинами обеспечивал угол горизонтального обстрела 56°, вертикального — от -5° до +42°. Расчет орудия состоял из шести человек, в том числе двух наводчиков.

В 1939 году гаубица была модернизирована. Ее вариант под обозначением leFH 18М отличался большей начальной скоростью снаряда и, соответственно, более высокой его бронепробиваемостью. Для уменьшения отдачи при стрельбе ствол оснастили дульным тормозом. Гаубица leFH 18/40 представляла собой облегченную версию этого орудия за счет использования в конструкции лафета некоторых деталей лафета пушки Раk.40.

0

10

РЕАКТИВНАЯ

150-мм реактивный миномет Nedbelwerfer.41 (Небельверфер 41) 1941
http://asww.org/images/stories/ger/6/2.jpg
Версальский договор запрещал Германии иметь современные виды вооружения, однако с течением времени проявились и его недостатки. Например, в статьях договора не было речи о ракетных системах, и немцы уже в начале 30-х годов без опаски занялись разработкой реактивной артиллерии. Первые немецкие реактивные одноствольные 105-мм минометы ограниченно применялись в боевых действиях в составе трех дивизионов в 1939–40 годах. Затем в подразделениях вермахта их сменили более эффективные 150-мм реактивные минометы «Небельверфер» 41.

Официально, в целях секретности, реактивные минометы использовались Германией только в т.н. частях «дымовой завесы», но предназначались, в первую очередь, для ведения химической войны. В случае отсутствия последней мины с отравляющими веществами легко заменялись осколочными боеприпасами.

Шестиствольный «Небельверфер» 41 имел конструкцию сотового типа. Блок из шести трубчатых направляющих соединялся передней и задней обоймами, а вся система устанавливалась на легком колесном лафете, заимствованном у противотанковой пушки Раk.35/36. Коленчатая боевая ось лафета на позиции поворачивалась, колеса вывешивались, а лафет опирался на сошники раздвижных станин и передний откидной упор. Максимальный угол возвышения миномета составлял 45°, сектор горизонтального обстрела — 24°. Для ведения стрельбы использовались 150-мм дымовые и осколочно-фугасные мины, представляющие собой ракету, в передней части которой монтировался твердотопливный двигатель с 26 наклонными соплами-отверстиями. В полете она стабилизировалась вращением и, в отличие от советских реактивных снарядов, обладала большей точностью попадания. Огонь велся залпами: в течение 10 секунд выпускались все шесть ракет. Осколочное действие мины было весьма слабым. При ее разрыве осколки разлетались на 40 м по фронту и на 13 метров вперед от места падения снаряда. Основным поражающим фактором была ударная волна, и поэтому шестиствольные минометы применялись в основном для стрельбы залпами по площадям. Против одиночных целей они были малоэффективны.

0

11

ПРОТИВОТАНКОВАЯ

128-мм противотанковая пушка Раk.44 1944
http://asww.org/images/stories/ger/2/14.jpg
После многочисленных поражений Германии на всех фронтах, осенью 1944 года в стране началась реорганизация армии и в первую очередь артиллерийских частей. Немецкая артиллерия по образцу Красной Армии начала сводиться в артиллерийские бригады, а затем и в корпуса, находившиеся в резерве Ставки главного командования. В январе 1945 года вермахт располагал восемью артиллерийскими бригадами и двенадцатью корпусами, вооруженными как легкими, так и тяжелыми орудиями. Большинство из них действовали на Восточном фронте. 408-й корпус имел в своем составе батарею 128-мм пушек Раk.44, разработанных на основе зенитного орудия Flak.40.

Для своего времени Раk.44 являлась, пожалуй, наиболее мощной противотанковой пушкой, способной на расстоянии 1500 м пробить броню толщиной 187 мм. Стрельба велась унитарными боеприпасами с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами весом около 28 кг. Лафет кругового вращения располагался на четырехколесной платформе и имел щитовое прикрытие для защиты расчета от пуль и осколков. Максимальный угол возвышения орудия составлял 45°. Затвор полуавтоматического типа обеспечивал скорострельность 5 выстрелов в минуту.

88-мм противотанковая пушка Pak.43/41 1943
http://asww.org/images/stories/ger/2/9.jpg
Пушка Pak-43/41 была одним из наиболее мощных противотанковых орудий периода второй мировой войны. По бронепробиваемости с ней сопоставимы только советская 100-мм пушка обр. 1944 г. и германская же 128-мм Pak-44.

Контракт на разработку 88-мм противотанковой пушки под обозначением «изделие 5–809» фирмы «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг» получили в середине 1942 года, а уже весной 1943 года новое противотанковое орудие под обозначением «Pak-43/41» начало поступать в противотанковые части РГК вермахта. Всего с марта 1943 года по август 1944 года было изготовлено 1 077 пушек этого типа.

Для ускорения разработки пушки для нес был использован лафет непринятого на вооружение 100-мм полевого орудия обр. 1941 г. фирмы «Рейнметалл-Борзиг». Благодаря наличию раздвижных станин этот лафет обеспечивает угол горизонтального обстрела 56°. Относительно небольшое щитовое прикрытие защищает только наводчика и заряжающего, остальные члены расчета вынуждены вести бой не имея броневой защиты.

В связи с большим весом пушки для ее транспортировки использовались преимущественно 8-т тягачи Sd.Kfz.7.

Ствол пушки длиной 6 610 мм (длина нарезной части 5 150,5 мм) снабжен мощным дульным тормозом и горизонтальным полуавтоматическим затвором. Из-за высоких нагрузок, возникающих в момент выстрела, срок службы ствола относительно невелик и составляет 1 200700 выстрелов в зависимости от типа используемых боеприпасов. Дело в том, что 88-мм бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды подразделялись на две группы: старые снаряды с узким ведущим пояском и новые снаряды с широким пояском. Применение старых снарядов вызывало ускоренный износ ствола, ими можно стрелять только из стволов, у которых дуло произвело не больше 500 выстрелов.

Расчетная толщина брони, пробиваемой бронебойным снарядом обр. 39/43 под углом 30° от нормали на различных дальностях, следующая: 500 м 130мм 1 000 м 121 мм 1 500 м 112мм 2 000 м 104 мм 2 500 м 96 мм Необходимо отметить, что столь высокие характеристики достигнуты за счет повышения длины ствола до 6, 61 м и веса в боевом положении до 4 400 кг, что отрицательно сказалось на тактической пригодности орудия.

75-мм противотанковая пушка Раk.40 1940
http://asww.org/images/stories/ger/2/4.jpg
Начиная с 1943 года 75-мм пушка Pak 40 стала стандартным противотанковым орудием вермахта и применялась против бронетехники противника как на Восточном, так и на Западном фронтах. Фирма «Рейнметалл-Борзиг» приступила к работам над Раk.40 в 1939 году, и первые пушки этого типа появились на фронте в конце 1941 года. Так как немецкие войска испытывали к этому времени острую нехватку эффективной противотанковой артиллерии, Раk.40 вначале монтировалась на самоходных артиллерийских установках RSO и «Мардер» различных вариантов. Только в феврале 1943 года в штатные расписания пехотных дивизий были занесены буксируемые пушки этого типа. Но и тогда их количество не соответствовало требованиям войск.

Конструкция Раk.40 включала ствол-моноблок с затвором и двухкамерным дульным тормозом. Щитовое прикрытие состояло из двух частей. Часть щита, закрепленная на верхнем станке, имела задний и передний бронелисты. Щиток, закрепленный на нижнем станке, частично откидывался. Установленная на лафете с раздвижными станинами пушка обладала сектором горизонтального обстрела 65° и могла вести огонь при углах возвышения от -3° до +22°. Полуавтоматический затвор обеспечивал скорострельность 12–14 выстрелов в минуту. Для буксировки с помощью тягача орудие было оборудовано пневматическими тормозами, при перекатывании Раk.40 вручную ствол пушки присоединялся к направляющему колесу.

Для стрельбы использовались осколочно-фугасные гранаты, бронебойные и подкалиберные трассирующие, а также кумулятивные снаряды. Последние весили 4,6 кг и на дальности до 600 м под углом встречи 60° пробивали броню толщиной 90 мм. Всего было изготовлено более 25 тыс. пушек Раk.40, которые выпускались серийно до конца Второй мировой войны.

50-мм противотанковая пушка Раk.38 1938
http://asww.org/images/stories/ger/2/3.jpg
Для замены малоэффективной Рак 35/36 в 1939 году была разработана новая 50-мм противотанковая пушка Раk.38, поступившая на вооружение вермахта в конце 1940 года. К моменту нападения Германии на Советский Союз в немецких войсках таких пушек было еще мало и ими комплектовались только отдельные роты батальонов истребителей танков.

Раk.38 имела подрессоренный лафет с раздвижными станинами и горизонтальный клиновой затвор с механизмом автоматического закрывания. Сектор горизонтального обстрела орудия составлял 65°, угол максимального возвышения — 27°. Скорость транспортировки орудия не превышала 25 км/ч, а для облегчения передвижения вручную пушка соединялась с одноколесным передком. Ствол был оборудован дульным тормозом, а для защиты артиллеристов имелся бронещиток из двух частей. В состав боекомплекта входили три типа бронебойно-трассирующих снарядов: с бронебойным наконечником, с приварной головкой и снаряд с бронебойным сердечником из вольфрама. В случае необходимости использовались также и осколочные снаряды — для улучшения видимости разрыва в разрывной заряд была помещена дымовая шашка.

37-мм противотанковая пушка Раk.35/36 1935
http://asww.org/images/stories/ger/2/1.jpg
Основная пушка противотанковых подразделений вермахта первого периода Второй мировой войны, Раk.35/36 была принята на вооружение немецкой армии в 1934 году. Боевое крещение она получила в Испании, а затем с успехом использовалась во время Польской кампании против слабобронированных танкеток и легких танков. В сражениях с французскими машинами с противоснарядным бронированием эти пушки оказались малоэффективны, и совсем плохо они проявили себя в борьбе с советскими танками Т-34 и КВ. Сами немцы с иронией называли эти орудия «армейскими колотушками» и «дверными молотками».

Раk.35/36 состояли на вооружении противотанковых рот пехотных полков и батальонов истребителей танков в пехотных дивизиях. Всего по штату пехотная дивизия располагала 75 37-мм противотанковыми пушками. Орудия использовались также для уничтожения живой силы и огневых точек противника. Раk.35/36 имела легкий лафет с раздвижными станинами. Первые варианты пушки оснащались деревянными колесами, затем были установлены колеса с резиновыми шинами. Сектор горизонтального обстрела орудия составлял 60°, максимальный угол возвышения ствола — 25°. Наличие механизма автоматического закрывания затвора клинового типа обеспечивало скорострельность 12-15 выстрелов в минуту. Для наводки пушки применялся оптический или коллиматорный прицел. Стрельба велась унитарными выстрелами: осколочными и бронебойными. 37-мм бронебойный снаряд этого орудия пробивал на дальности 100 м броню толщиной 34 мм. Подкалиберный снаряд образца 1940 года имел бронепробиваемость на этой дистанции 50 мм, и, кроме того, для пушки Раk.35/36 был разработан специальный надкалиберный кумулятивный боеприпас с предельной дальностью стрельбы 300 м. Всего было построено около 16 тысяч орудий Раk.35/36.

0


Вы здесь » Мировая война » Техника » Германия